Ответы на вопросы для проведения собеседования (аттестации) с лицами, претендующими на должность заместителя директора общеобразовательного учреждения по учебно-воспитательной работе в ОУ города Санкт-Петербурга



Вопросы:
1.              Охарактеризуйте основные направления развития образования в России, Санкт-Петербурге. Какими компетенциями, на Ваш взгляд, должен владеть заместитель директора для их реализации в Вашем учебном заведении?
Основные направления развития образования в России, отражены в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа»: переход на новые образовательные стандарты, развитие системы поддержки талантливых детей, совершенствование учительского корпуса, изменение школьной инфраструктуры, сохранение и укрепление здоровья школьников, расширение самостоятельности школ.
Основные направления развития образования в Санкт-Петербурге отражены в Стратегии развития системы образования Санкт-Петербурга «Петербургская школа 2020»: «дошкольник», «доступность качества», «неформальное образование», «кадровый капитал», «равные и разные», «здоровье в школе», «профессия и карьера», «открытая школа», «эффективная школа».



2.              Приведите примеры из Вашей работы, которые демонстрируют управленческие навыки в руководстве образовательным учреждением.
Координация работы четырех структурных подразделений школы, разработка положений структурных подразделений, участие в комплектовании школы, принятие мер по сохранению контингента обучающихся, подбор и расстановка педагогических кадров, организация повышения их квалификации и профессионального мастерства, организация работ по соблюдению в образовательном процессе норм и правил охраны труда и т.д.

3.              Охарактеризуйте осуществляемую / планируемую систему внутришкольного контроля в Вашем ОУ.
В ГБОУ школе ___ применяются все виды контроля применяемые в сфере образования:
По субъекту контроля: административный, коллективный, взаимокнтроль, самоконтроль.
По времени: предварительный, текущий, итоговый.
По содержанию: тематический, классно-обобщающий, персональный, самоконтроль.
Методы контроля:
  •     Посещение уроков, внеклассных мероприятий
  •     Проверка документации
  •     Проведение бесед
  •     Анкетирование
  •     Контрольная работа
  •     Отчет
  •     Участие в работе методического объединения
4.              В каких локальных нормативных актах закреплено понятие «качество образования» в Вашем образовательном учреждении? Охарактеризуйте качество образования в Вашем учреждении?
В ГБОУ школе ___ понятие качества образование отражено в Программе развития ОУ «Традиции и современность» на 2011-2020 уч.гг. в V главе, п. 5.1 и является приоритетным направлением Программы.

5.              Каким образом вы будете организовывать текущее и перспективное планирование деятельности образовательного учреждения?
Перспективное планирование является одним из наиважнейших процессов, от которого зависит эффективность деятельности образовательного учреждения.
При осуществлении перспективного планирования ставятся задачи, определяются материальные, трудовые и финансовые средства для их достижения и сроки исполнения, а также последовательность их реализации.Кроме того, анализируются и выявляются факторы, имеющие влияние на развитие деятельности школы, для своевременного предотвращения их на стадии возникновения в случае их негативного влияния.
Деятельность по планированию включает следующие этапы:
§ Процесс планирования;
§ Выполнение планов;
§ Контроль результата.
Планирование текущей и перспективной деятельности образовательного учреждения может корректироваться исходя из анализа получаемых результатов на каждом этапе.
Текущее планирование строится на основе стратегического плана и его результатов. Она вклячает следующие этапы:
§ Реализация планов;
§ Контроль результата.

6.              Какие нормативно-правовые акты служат основой для разработки учебно-методической документации в Вашей школе?
Устав ГБОУ школы ___ _______ района Санкт-Петербурга от 20__ года.

7.              Охарактеризуйте условия, необходимые в образовательном учреждении для профессионального роста педагогических работников. Охарактеризуйте деятельность Вашей методической службы (методических объединений) по методическому сопровождению профессионального развития педагогических работников школы.
Для профессионального роста педагогических работников в ОУ необходима работа методических служб, кураторство, возможность посещать уроки педагогов обладающих большим педагогическим опытом, мастерством, поощрение и поддержка участия в международных, федеральных, районных конкурсах педагогического мастерства, проведение внутри школьных конкурсов.
В ГБОУ школе ___ методическая работа проходит на разных уровнях: педсовет, методические объединения, самообразование учителя, открытые уроки, аттестационные испытания учителя, традиционно проводится конкурс для оценки и поощрения профессионального развития педагогических работников школы например: работа по внеклассной работе учителя предметника «Внеклассная работа предметника», конкурс открытых уроков и т.д.

8.              Охарактеризуйте повышение квалификации в Вашем образовательном учреждении. Каким образом Вы планируете осуществлять контроль за качеством и результативностью участия педагога в курсах и качеством внедрения результатов повышения квалификации в образовательную практику?
Методические объединения взаимодействуя с районным структурами: ДЮТ, ИМЦ ______ района, а также с городскими структурами и образовательными учреждениями АППО, РЦКОиИТ, Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных и т.д., осуществляют повышение квалификации педагогических работников.
Далее, используюя широкий спектр подходов перечисленных в п.7 осуществляется передача опыта отдельных педагогов – педагогическому коллективу.
От качества и результативности внедрения результатов повышения квалификации педагогов напрямую зависит качество образования. Внутришкольный мониторинг качества образования осуществляет администрация школы, путем проведения следующих мероприятий, получения сведений и их анализа:
1.Наблюдение уроков, классных часов, внеклассных мероприятий, родительских собраний.
2.Ознакомление с планами работы, журналами, дневниками, тетрадями учащихся, банком данных накопленной педагогом информации об учащихся.
3.Тестирование и анкетирование (по планам)
4.Уровневые контрольные работы.
5.Диагностические контрольные срезы, творческие работы, активные устные проверки ЗУНов учащихся (по графику).
6. Целевые собеседования с учащимися, педагогами, родителями.
7.Изучение уровня воспитанности.
8. Диагностика и самодиагностика уровня сформированности ОУУН.
9. Школьные и городские предметные олимпиады.
10. Школьная научно-практическая конференция «Многоликий Петербург»
12. Международный конкурс «Кенгуру», «Медвеженок».
13. Промежуточная и итоговая аттестация, ЕГЭ.
14. Состояние здоровья, здоровьесберегающий потенциал  обучающихся и педагогов.

9.              Назовите не менее трех показателей эффективности учебно-воспитательной, научно-методической, воспитательной (на выбор) работы, обоснуйте их выбор.
Показателями эффективности работы могут быть уровень образования и квалификации педагогов, профессиональная компетентность педагогов, участие педагогов в профессиональных конкурсах, наличие публикаций, участие в семинарах разного уровня, результативность процесса обучения учащихся, средние показатели по ГИА и ЕГЭ, участие  школьников в муниципальных, региональных и федеральных мероприятиях, снижение показателей по постановке на учет неблагополучных детей и т.д.
Наиболее значимыми я бы назвал средний показатель ЕГЭ и процент учащихся поступивших в высшие учебные заведения, как наиболее объективные и наиболее точно отвечающие на запрос образовательной услуги.

10.            Каким образом Вы планируете использовать возможности новой системы оплаты труда учителей в целях обеспечения качества индивидуальных образовательных достижений школьников (учебных, внеучебных)?

11.            Охарактеризуйте свою управленческую деятельность по обеспечению взаимодействия с образовательными учреждениями муниципальной образовательной сети. Какими документами должно быть регламентировано это взаимодействие?
Взаимодействие между ОУ осуществляется на основании договора между школами, домами детского (юношеского) творчества, музеями и т.д. В ______ районе Санкт-Петрбурга имеются 4 дома детского (юношеского) творчества, 1 дворец детского (юношеского) творчества, 11 музеев.
На базе нашей школы работают 2 районных структуры: Центр профессиональной ориентации и Районный учебный пункт допризывной подготовки. Они обеспечивают потребности района в предоставлении соответствующих услуг. Их взаимодействие со школами осуществляется также на основании договора. На 1 сентября ОРУП заключил договоры о струдничестве с 15 школами, ЦПО с 31.
ОДОД ГБОУ школы ___ взаимодействует с 6 школами, ГБОУ ДОД Дворец детского (юношеского) творчества, ГБОУ ДОД Дом детского творчества "_________", ГБОУ ДОД Дом детского творчества "_____".
На базе нашей школы проводятся предметы технологии (автодело, деревообработка, медицина) с 5 по 11 класс для 5 школ района.
Также по заключенному со школой договору, учащиеся начальной школы посещают бассейн.

12.            Охарактеризуйте, каким образом Вы планируете осуществлять контроль за состоянием медицинского обслуживания обучающихся?
Проведение регулярных медецинских осмотров, недопуск к занятиям в учебных классах при отсутствии справки о полном выздоровлении после болезни, профилактика сезонных заболеваний.

13.            Каких изменений в Вашей профессиональной деятельности требует введение федеральных государственных образовательных стандартов? Какие профессиональные задачи в связи с этим Вам необходимо решать?
Изменения касающиеся  компетенций необходимых для осуществления управленческой деятельности в частности административно-управленческая, коммуникативная, информационная, правовая, экономическая.

14.            Как соотносится цель Вашей профессиональной деятельности с целями деятельности школы, в которой Вы работаете?
Моя цель: увидеть свою Родину процветающей Великой державой. Обеспечение качественного конкурентоспособного образования одна из главных задач которая стоит перед нашей страной, поставившей амбициозные цели модернизации и инновационного развития. Цели нашей школы если их описать одним предложением – это «Традиции и современность», что и вынесено в заголовок программы развития. В своей профессиональной деятельности я руководствуюсь принципом: «движение вперед возможно, лишь тогда, когда есть от чего оттолкнуться», поэтому сохранение традиций, преемственность и считаю неотъемлемой частью поступательного движения и совершенствования.

15.            Что Вы считаете результатом собственного участия в реализации программы развития школы? Какие задачи необходимо решать в связи с этой работой?

  •    Формирование ключевых образовательных компетенций на основе главных целей общего образования, социального опыта и опыта личности, основных видов деятельности ученика:   ценностно-смысловой, социально-трудовой, учебно-познавательной, коммуникативной,   информационной.
  •    Реализация потенциальной эффективности информатизации в рамках интеграции учебно-воспитательного процесса, внедрение информационно-коммуникационных технологий.
  •      Повышение качества образования.
  •   Организация информационно-диагностической деятельности, содействующей позитивной самореализации.
На сегодняшний день, для реализации приоритетных направлений программы, мной сделано следующее: организована работа ОДОД (на 10 сениября 2012 года - 6оо обучающихся, 24 кружка), обновлен сайт школы, включающий развитые средства коммуникации педагогов, учеников и родителей, продолжается работа по организации дистанционного образования, организован класс медиатеки, продолжается работа по внедрению средств электронного документооборота, внедрение электронных средств и методик проверки и диагностики, проводятся обучающие занятия для педагогов по использованию средств ИКТ и т.д.

16.            Каким образом будет происходить Ваше взаимодействие с органами государственно-общественного управления образовательного учреждения?
Взаимодействие с органами государственно-общественного управления образовательного учреждения будет происходить на основании устава и локальных актов.

17.            Как Вы используете информационные технологии и цифровые образовательные ресурсы? Что Вы считаете результатом использования этих технологий в Вашей управленческой деятельности?
В учреждении функционируют 3 компютерных класса, медиатека, более 20 рабочих мест педагогов оснащены ПК, имеется локальная сеть с выходом в интернет.Педагоги имеют доступ к сайтом рекомендованными РЦОКОиИТ в качестве цифровых образовательных ресурсов. В школе функционирует файлообменный сервер, АИСУ Параграф, Электронный журнал – это составляющие электронного документооборота в нашем ОУ. Работающий с 2008 года школьный сайт выполняет несколько функций, в том числе предоставляет педагогам вести персональные блоги и выкладывать свои методические наработки. В результате внедрения электронного документооборота повышается эфективность и скорость работы. Проведение электронных обучающих занятий с помощью программного комплекса "Знак", проведение онлайн тестирований с помощью программ Moodle упрощает мониторинг и повышает качество образовательных услуг.

18.            С какими трудностями в своей профессиональной деятельности Вы сталкиваетесь сейчас? Как Вы их разрешаете? Какие проблемы развития своей управленческой компетентности Вы обнаружили? Как планируете работать над их развитием?
В должности завуча я работаю не так давно, поэтому временами ощущаю недостаток опыта при решении некоторых управленческих задач. Недостаток опыта компенсируется поддержкой и дружескими советами коллег. Пробеды знаний юридического характера будут ликвидированы за время прохождения обучения по программе «менеджемент образовательного учреждения» в   Педагогическом Университете имени А.И. Герцена.

19.            Раскройте содержание Вашей деятельности по охране труда и пожарной безопасности. За что ты отвечаешь?
Приказом Директора назначен ответственным за пожарную безопасность в здании ГБОУ школы ___ по адресу ____________. Мои обязанности как ответственного:
Разработать и вывесить на каждом этаже, в каждом кабинете, спортивном зале памятку «Порядок действий при пожаре»;
Не реже двух раз в месяц проверять состояние подвального помещения, не допускать складирования в подвале никаких горючих веществ;
Содержать постоянно свободными основные и запасные выходы из помещения школы. Хранить ключи от запасных выходов в специальном шкафу в помещении канцелярии, а также обеспечить ключами технических работников первого этажа;
Моя роль при эвакуации:
Организовать встречу пожарной команды и указать кратчайшие пути подъезда к зданию школы.
Назначен приказом директора членом комиссии по охране труда. Мои обязанности как члена комиссии:
1. Контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных правовых актов, требований, правил и инструкций по охране труда. Контроль за выполнением служебных обязанностей подчиненными.
2. Обеспечение охраны и безопасности труда в процессе производства, при эксплуатации оборудования, средств технологического оснащения и средств индивидуальной защиты (СИЗ).
3. Наблюдение за состоянием условий труда на рабочих местах и поддержание уровня вредных и опасных факторов в пределах допустимой нормы.
4. Разработка мероприятий по устранению выявленных недостатков и отклонений уровня вредных и опасных факторов от их допустимых значений.
5. Проведение обучения и инструктажа работников организации по вопросам охраны труда. Обучение безопасным приемам работы.
6. Обеспечение средствами индивидуальной защиты (СИЗ), спецодеждой, спецобувью, мылом и т.д.
7. Организация санитарно-бытового и лечебно-профилактичекого обслуживания.
8. Расследование и учет несчастных случаев.
9. Контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных правовых актов, а также требований, правил и инструкций по охране труда.
10. Проведение обязательного страхования работников от временной нетрудоспособности вследствие заболевания, а также от несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве.

20.            Назовите основные нормативно-правовые документы, на основании которых Вы будете строить свою работу.
В своей деятельности заместитель директора по учебно-воспитательной работе руководствуется следующей нормативно-правовой базой:
Конституцией Российской Федерации, Конвенцию ООН о правах ребенка, Кодексом законов о труде Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании»,типовым положением «Об образовательном учреждении», Гражданским кодексом Российской Федерации, «Семейным кодексом» Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации, решениями администрации Санкт-Петербурга и органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся;административным, трудовым и хозяйственным законодательством; правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, Уставом и локальными правовыми актами Школы (в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, настоящей должностной инструкцией).